История ВЦ

Гражданская Авиация всегда занимала лидирующее место в освоении и применении современных методов организации труда и промышленных технологий. Значительное место отводилось внедрению средств вычислительной техники, программного обеспечения и автоматизированных систем управления (АСУ), подготовке специалистов в авиационных ВУЗах. Уже с 1966 года началась подготовка специалистов на факультете автоматики и вычислительной техники Рижского Краснознаменного Института Инженеров Гражданской Авиации имени Ленинского комсомола. За период с 70 годов по настоящее время для предприятий Якутского региона было подготовлено несколько тысяч авиаспециалистов, в том числе и по эксплуатации АСУ и ЭВМ.

 

История внедрения средств вычислительной техники, программного обеспечения и автоматизированных систем управления (АСУ) в авиационной отрасли Якутии берет свое начало с середины 70-х годов, когда в подразделениях Якутского управления ГА появились первые выпускники факультета автоматики и вычислительной техники Рижского краснознаменного института инженеров гражданской авиации.

Поступление современных типов воздушных судов, нового оборудования для их обслуживания, а также внедрение новых экономических методов производственно-хозяйственной деятельности гражданской авиации требовало оперативного анализа и учета производственной деятельности, что могло быть достигнуто только за счет применения современных средств автоматизации и вычислительной техники.

Министерством гражданской авиации были поставлены задачи по внедрению АСУ и средств вычислительной техники в отрасли:

  • АСУ-1 – на уровне подразделений аппарата МГА;

  • АСУ-2 – на уровне территориальных управлений ГА;

  • АСУ-3 – на уровне объединенных авиапредприятий УГА;

  • АСУ-4 – на уровне авиаремонтных заводов МГА;

  • АСУ-5 – создание единой системы продажи и бронирования авиабилетов.

Руководство Якутского управления ГА (Начальник управления Митяшин М.И., Главный инженер Городницкий С.И.), реально оценив объем предполагаемых работ, в сентябре 1974 года приняло решение ввести должность старшего инженера по АСУ при Техническом отделе.

На начальном этапе работ была поставлена цель автоматизации обработки оперативной информации по коммерческой загрузке воздушных судов, отправкам пассажиров, почты и груза. Ежедневно по телетайпу поступали данные из авиапредприятий, которые обрабатывались на арендованной ЭВМ «Минск-22» программой «Оперативная сводка». Служба организации перевозок и планово-экономический отдел Якутского управления ГА получили возможность оперативного контроля и управления процессом перевозок авиапассажиров, почты и груза.

Уже в середине 1975 года при Техотделе Якутского управления ГА была создана группа АСУ под руководством А.Г. Сосновского, который, как заместитель начальника техотдела, курировал вопросы внедрения средств автоматизации и вычислительной техники в Якутском управлении ГА. А в 1976 году в Якутском объединенном авиаотряде была создана группа АСУ при АТБ Якутского ОАО (руководитель - Устименко А.Д.).

В августе 1977 года была получена и установлена в помещении актового зала авторемонтных мастерских первая ЭВМ в Якутском управлении ГА - вычислительный комплекс ПВК М-5000. А приказом ЯУГА № 581 от 16 декабря 1977 года в числе первых в регионе Сибири и Дальнего Востока группа АСУ при Техотделе была преобразована в самостоятельное подразделение - Кустовой информационный вычислительный центр (КИВЦ) Якутского управления ГА (руководитель - Сосновский А.Г., главный инженер - Габышев А.Н.). С этого момента начался отсчет самостоятельной деятельности предприятия, которое теперь именуется ОАО «ВЦ Якутавиа». Штатная численность КИВЦ составляла порядка 10 человек.

Персонал КИВЦ ЯУГА и группы АСУ АТБ ЯОАО на ПВК М-5000 и арендованной технике типа ЕС-1022 других предприятий занимался разработкой и внедрением задач, определенных планами МГА для управлений и авиапредприятий отрасли. По заданию Инспекции по безопасности полетов ЯУГА была разработана оригинальная программа по комплектованию экипажей воздушных судов с учетом биологических ритмов. Решались задачи по обеспечению учета наработки двигателей, узлов и агрегатов самолетно-вертолетного парка, учета материально-технических средств и горюче-смазочных материалов, учета объемов работ АТБ и ряда других. Были установлены партнерские отношения с Вычислительными центрами других управлений ГА, определенными как базовые по отдельным задачам в отрасли, в частности - ВЦ Украинского и Узбекского Управлений ГА. В 1980 году группа АСУ Якутского ОАО преобразована в самостоятельное подразделение - Кустовой информационный пункт (КИП) (руководитель – Морочных Г.А.).

 

1980 году была получена ЭВМ нового поколения ЕС-1033 - значительно превосходящая по своим возможностям ранее выпускаемые ЭВМ: объему ОЗУ, быстродействию, наличию разнообразного периферийного оборудования. К моменту получения ЭВМ было принято решение об объединении КИВЦ ЯУГА и КИП ЯОАО. Так сформировался костяк Вычислительного центра ЯУГА, в основном из выпускников Рижского института инженеров гражданской авиации. За короткое время ЭВМ была запущена в эксплуатацию в отведенном месте - одном их автомобильных боксов АРМ ЯУГА, который был переоборудован в соответствии с предъявляемыми требованиями - установлена система вентиляции, оборудован фальшпол. В связи с оперативностью решаемых задач был введен круглосуточный режим работы смен КИВЦ. Подразделениям КИВЦ было выделено отдельное помещение, где были оборудованы производственные службы. Результатами работ КИВЦ пользовались ведущие службы Якутского управления ГА по обеспечению безопасности полетов и производственной деятельности.

В 1982 году была получена еще одна ЭВМ ЕС-1033. Были продолжены работы по внедрению АСУ на всех уровнях деятельности Якутского управления ГА, предприятия оснащались современными средствами и комплексами. Штатная численность КИВЦ составляла уже порядка 30 человек. В период с 1980 по 1986 годы КИВЦ ЯУГА успешно работал по внедрению подсистем АСУ-2 и АСУ-3. Были проведены работы по созданию комплексов программ и автоматизированных рабочих мест по заказу авиапредприятий с учетом специфики, присущей авиационной отрасли Якутии.

Под руководством главного инженера Габышева А.Н. совместно с ведущими предприятиями страны в области передачи данных, в частности с подразделениями Министерства обороны, были проведены работы по обработке информации с использование оборудования удаленного доступа типа АП-4, АП-63 - прародительницы современных средств телекоммуникационного доступа, что позволило передавать входные данные и получать результаты непосредственно из предприятий Якутского управления ГА, что явилось первым применением такого направления работ в системе Гражданской авиации.

В 1985 году начались работы по внедрению АСУ «Сирена-2» - системы продажи и бронирования авиаперевозок в Якутском управлении ГА. Для решения данной задачи были установлены 2 комплекса ЭВМ СМ-2М. Было налажено взаимодействие с ведущим подразделением в области АСУ и средств автоматизации отрасли - Центральным НИИ АСУ ГА (ЦНИИ АСУ ГА), базировавшимся в г. Рига. В результате в сентябре 1986 года, первой в регионах Сибири и Дальнего Востока, была успешно сдана в промышленную эксплуатацию автоматизированная система продажи и бронирования авиабилетов «Сирена». Была развернута сеть авиакасс в г. Якутске и основных районах Якутии - Хандыге, Усть-Нере, Мирном, Батагае, Тикси, Чульмане и других пунктах. Жители Республики Саха (Якутия) получили возможность приобретения авиабилетов для полетов по любым направлениям. Таким образом, значительно возросла культура обслуживания авиапассажиров и увеличился объем перевозок в Якутском Управлении ГА.

В 1986 году КИВЦ Якутского УГА был преобразован в самостоятельное хозрасчетное предприятие - Вычислительный Центр Якутского управления ГА (руководитель - Сосновский А.Г., главный инженер - Габышев А.Н.). Предприятие располагало современными средствами вычислительной техники типа ЕС-1033 и СМ-2М, численность персонала составляла порядка 50 человек. В основном это были выпускники авиационных ВУЗов. В производственно-хозяйственной деятельности применялись современные методы управления - хозрасчет 1 и 2 типа.

Революционное развитие средств вычислительной техники, в частности - появление персональных компьютеров, определило новое направление деятельности. Таким образом, стало реальным предоставить возможность специалистам подразделений Якутского управления ГА использовать вычислительную технику непосредственно на рабочих местах, что существенно повышало оперативность получения результатов и принятие решения. В 1987 г. в Вычислительном Центре ЯУГА появились первые персональные компьютеры как отечественного, так и зарубежного производства типа Роботрон-1715, ЕС-1840, IBM PC и другие. Актуальной задачей стала разработка программного обеспечения для новой техники и обучение специалистов подразделений ее эксплуатации. В Вычислительном Центре ЯУГА была произведена реорганизация подразделений для решения данной задачи. Специалисты ВЦ успешно осваивали новые средства разработки программного обеспечения, проходили обучение в специализированных центрах Советского Союза, были организованы курсы для обучения специалистов предприятий.

В период 1987-1991 годов был создан целый ряд программ для производственно-хозяйственной деятельности авиации: бухгалтерских, учета материальных ценностей и ГСМ, анализа безопасности полетов, учета отправок и перевозок пассажиров и ряда других направлений. Актуальность и эффективность данных программ позволила не только внедрить их в авиапредприятиях Якутского управления ГА, но и выйти на российский авиационный рынок - программы успешно внедрялись в целом ряде авиапредприятий МГА. Одновременно разрабатывались типовые программы для других министерств и ведомств региона, в основном бухгалтерского и финансового направления, которые успешно внедрялись в предприятиях и организациях. Программа «Бухучет - АСБУ», разработанная специалистами ВЦ ЯУГА, в 1990 году была удостоена диплома за 3 место на Всесоюзном смотре бухгалтерских программ. Внедрялись и типовые программы, разработанные для отрасли специалистами ЦНИИ АСУ ГА, такие как автоматизированная система штурманских расчетов (АСШР) и программа центровки и загрузки воздушных судов («Центровка»). В авиапредприятиях Якутского авиагарнизона - Якутском и Маганском ОАО - были созданы структурные подразделения ВЦ ЯУГА, осуществлявшие обработку информации и оказывающие помощь специалистам данных предприятий.

В 1992 году Вычислительный Центр Якутского управления ГА, с учетом появления новых производственных отношений и развитием рыночной экономики, одним из первых в Республике Саха (Якутия) был преобразован в открытое акционерное общество «Вычислительный Центр Якутавиа», получив свидетельство о регистрации № 3. Генеральным директором был избран Сосновский А.Г., главным инженером - Песков В.И

В период 1991-1995 годов начался новый этап внедрения новых информационных технологий с учетом развития рынка компьютерных и телекоммуникационных услуг. Было приобретено современное оборудование французской фирмы OST. Специалисты ОАО «ВЦ Якутавиа» успешно прошли стажировку в специализированных центрах Франции. Начались работы по созданию принципиально новой системы связи и коммуникации - региональной сети передачи данных для нужд авиации Республики Саха (Якутия). Были развернуты работы по установке спутниковых наземных станций системы космической связи по проекту МТК «Сирена». В регионе было установлено и запущено в эксплуатацию 12 спутниковых наземных станций в Якутске, Мирном, Нюрбе, Олекминске, Алдане, Чульмане, Батагае, Тикси, Усть-Нере, Зырянке, Усть-Мае и Депутатском, что позволило предоставить услуги передачи данных для нужд авиапредприятий, организовать каналы наземной авиационной связи АФТН и управления воздушным движением на качественно новом, более надежном и экономически выгодном уровне.

Продолжались работы по дальнейшему улучшению качества сервиса обслуживания пассажиров - появилась возможность приобретения авиабилетов на полеты по международным авиалиниям через систему АС «Габриэль», осуществлено подключение к АСУ «Экспресс» - системе продажи железнодорожных перевозок, через пульты, установленные в г.г. Якутск, Алдан, Нерюнгри.

В 1993 году впервые на территории Республики Саха (Якутия) силами специалистов ВЦ Якутавиа было успешно осуществлено подключение к мировой информационной сети ИНТЕРНЕТ. Тогда группа инженеров отдела телекоммуникационных систем «Вычислительного Центра Якутавиа» под руководством Александра Лушина занялась изучением проблемы и, спустя некоторое время, приступила к выполнению работ по созданию первого на территории Республики узла доступа в Интернет. Нужно отметить что руководство предприятия в лице генерального директора Сосновского Александра Григорьевича, главного инженера Пескова Владимира Иннокентьевича всегда поддерживали здоровый авантюризм своих сотрудников. Следует отметить как не просто было сделать инженерам ВЦ Якутавиа эти первые шаги, особенно в освоении операционной системы и программного обеспечения. Сказывалось полное отсутствие документации и страшный дефицит печатной литературы по операционной системе и программному обеспечению. Редкие книги зачитывались до дыр, а основным источником информации были ксерокопии с ксерокопий англоязычных инструкций, часть текста которых, уже невозможно было разобрать. Здесь нужно отдать должное энтузиастам - Ярилову Василию и Андросову Михаилу. При отсутствии литературы, они просиживали за компьютером сутками - экспериментировали, достигая цели методом проб и ошибок.

В числе первых сервисов абонентам предоставлялись услуги передачи текстовых сообщений и электронной почты, а также NEWS - некое подобие доски объявлений. А среди первых абонентов были крупные авиационные предприятия и богатые коммерческие структуры. (Увы услуги были не дёшевы.). Но с течением времени услуги стали доступны и физическим лицам. Количество абонентов в городе стремительно росло.

Появились первые WWW сайты, сначала в виде набора текстовых гиперссылок, а позже с использованием графики и анимированных изображений. Были сделаны первые шаги в области WEB дизайна и WEB программирования. Стали доступны первые онлайн чаты, объединяющие десятки просиживающих за клавиатурой по ночам энтузиастов!

Стали появляться первые абоненты в удалённых городах и сёлах Республики. Но для них услуга оставалась чрезмерно дорогой, так как звонок на узел доступа нужно было выполнить междугородний, а стоимость его была высока. Встал вопрос о построении региональной сети передачи данных, объединяющей узлы доступа в интернет в удаленных городах и поселках Республики в единую сеть.

 

В 1996 году Вычислительный центр Якутавиа приступил к построению региональной сети передачи данных общего пользования РСПДОП.

 

В 1995 г. в аэропорту Якутск был введен в эксплуатацию современный аэровокзальный комплекс, где был установлен современный комплекс по регистрации пассажиров и обработке перевозочной документации, разработанный коллективом ОАО «ВЦ Якутавиа».

Предприятие продолжало работы по поставке, ремонту и техническому обслуживанию средств вычислительной техники в авиапредприятиях и другие организации региона.

В связи с реструктуризацией организационной структуры авиации предприятие приступило к разработке и внедрению новых программных продуктов и комплексов, представления услуг по сети передачи данных и доступа в Интернет для нужд авиакомпаний, агентств и подразделений.

Была прекращена эксплуатация ЭВМ старого поколения типа ЕС и СМ и программного обеспечения, разработанного для данного типа техники, и предприятие полностью перешло на современное оборудование - персональные компьютеры и системы телекоммуникационного доступа.

В 1995 году создано Мирнинское представительство ОАО «ВЦ Якутавиа» для проведения работ в крупном промышленном регионе, охватывающем аэропорты Мирный, Ленск, Полярный, Айхал.

В период 1995-2007 годов продолжалось совершенствование и наращивание предоставляемых услуг для нужд предприятий региона.

Ведутся техническое и сетевое сопровождение офисов многих предприятий и учреждений города. Производится проектирование и построение структурированных кабельных систем в Национальной библиотеке РС(Я) (библиотека им. А.С. Пушкина), авиакомпании «Сахаавиалинии», «Якутские авиалинии», «Якутия», «Полярные авиалинии», АО «ГАВС РС(Я)», гостиница «Соната», ГБУ РС(Я) «Якутскмедтранс» и во многих других организациях города.

Внедрение автоматизированной системы управления продажами авиабилетов «Сирена» повлекло за собой развития смежных направлений деятельности нашего предприятия. Для организации пунктов продаж авиабилетов в удалённых населённых пунктах республики необходимо было решить задачу коммуникации между центральным узлом и периферийными точками. А также обеспечить надёжную связь и Якутского ЦБА с центрами бронирования на всей территории страны. Были выполнены первые работы по установке станций спутниковой связи в удалённых городах республики, что обеспечило включение канала между Якутском и Москвой. Так началось строительство региональной сети передачи данных ВЦ Якутавиа.

.Специалисты ОАО «ВЦ Якутавиа» успешно прошли стажировку в специализированных центрах Франции и Бельгии.

В 1997 году проведены работы по внедрению нового типа связи - IP телефонии, т.е. предоставление телефонной связи через Интернет.

На качественно новом уровне обеспечено предоставление услуг Интернет как для предприятий, так и для частных лиц по региону. Предприятием в качестве спонсорской помощи была предоставлена возможность бесплатного подключения к Интернет сети школ г. Якутска.

В 2002 году введена в эксплуатацию современная система регистрации авиапассажиров в аэропорту Якутск - АС «РЕГИНА», отвечающая современным требованиям по обработке информации с подключением к АСУ «Сирена-2.3» и предоставлением полетной и учетной документации для подразделений службы авиаперевозок аэропорта и авиакомпаний.

 

В 2004 году на базе региональной сети передачи данных общего пользования (РСПДОП) организовано предоставление услуг передачи данных для Федерального государственного учреждения «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» по 12 направлениям для обмена метеоинформацией для нужд авиации Якутии.

В это же время специалистами ОАО «ВЦ Якутавиа» были успешно разработаны и внедрены в эксплуатацию программные комплексы для оперативной обработки информации для производственно-хозяйственной деятельности авиакомпаний (Центр обработки перевозочной документации) и агентств региона (Центр взаиморасчетов). Данные программные продукты применены в авиакомпаниях «Якутские авиалинии», «НАК Саха Авиа», «Якутия», «Илин», «Полярные авиалинии» и крупных агентствах ОАО «ГАВС РС(Я)», ООО ТСА «Аэропорт-Сервис», ЗАО АТА «Якутск». Проводятся работы по автоматизации гостинично-ресторанного комплекса «Соната» ГАВС РС(Я).

 

В 2005 году была модифицирована региональная сеть передачи данных общего пользования (РСПДОП) - наземные спутниковые станции переведены на функционирование по новой технологии типа VSAT с использованием более компактного оборудования. Сеть станций была расширена до 20 штук, что позволило охватить практически все регионы Республики Саха (Якутия).

В связи с этим появилась возможность расширения спектра предоставляемых услуг для предприятий – партнеров. Сеть авиакасс АСУ «Сирена-2.3» Якутского центра бронирования составила более 300 штук, в том числе появились авиакассы за рубежом (Китай, Южная Корея) - куда выполняются полеты авиакомпанией «Якутия». Расширилась сеть каналов передачи данных и спектр телематических услуг (Интернет, передача голосовой информации). Стало возможно создание корпоративных сетей предприятий, таких, как Филиала «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ФКП «Аэропорты Севера».

С 2009 года спутниковая сеть передачи данных ОАО «ВЦ Якутавиа» охватывает практически всю территорию республики и обеспечивает услугами связи предприятия и авиационные структуры республики.

 

За период 2006-2015 годы основным направлением производственной деятельности предприятия оставалась эксплуатация и дальнейшее развитие Автоматизированной системы бронирования (АСБ) «Сирена-2.3». Услугами по автоматизированной продаже авиабилетов обеспечены все районные центры РС(Я), в которые выполняются регулярные рейсы на ВС третьего класса и выше. Количество резидентных пультов достигло порядка - 350 штук, в т.ч. на территории РС(Я) - 270 штук, на территории РФ - 65, на территории стран ближнего и дальнего зарубежья - 15 (Германия, Китай, Корея, страны СНГ). Количество Агентов по продаже авиаперевозок порядка 50 штук, в т.ч. резидентных - 4, субагентов - 15, агентов Авиакомпаний – 31. Введен в эксплуатацию сайт для продажи авиабилетов через сеть Интернет ОАО «ГАВС РС(Я)». На базе фрагмента АСБ «Сирена-2.3» осуществляется продажа билетов на речные перевозки, осуществляемые в зоне судоходства г. Якутска и по отдельным линиям.

Для авиакомпаний республики осуществлены мероприятия по внедрению электронного билета в авиакомпаниях республики. Доля продаж электронных билетов от общего количества составила порядка 70%, в т.ч. АК «Якутия» - 75%, АК «ПАЛ» - 45%, АК АЛРОСА - 5%.

Продолжена эксплуатация и развитие системы управления отправками пассажиров (регистрация) TAIS DCS. Эксплуатация системы позволила повысить качество и культуру обслуживания пассажиров, более полно автоматизировать процессы обработки перевозочной и отчетной документации с целью повышения коммерческой загрузки вылетающих рейсов, а также позволила обслуживать пассажиров как с обычными, так и с электронными авиабилетами. Эксплуатируется 27 систем, в т.ч. в 11 аэропортах федерального значения (Внуково, Толмачево, Магадан, Благовещенск, Иркутск, Улан-Удэ, Владивосток, П-Камчатский, Омск, Красноярск, Хабаровск) и 16 на территории РС(Я) (Якутск, Тикси) - из них в 14 аэропортах ФКП «Аэропорты Севера» (Маган, Нерюнгри, Нюрба, Олекминск, Вилюйск, Сунтар, Белая Гора, Черский, Чокурдах, Среднеколымск, Мома, Депутатский, Зырянка, Усть-Нера).

Продолжалась работа по эксплуатации и развитию региональной сети передачи данных (РСПД) на базе наземных спутниковых станций, работающих по технологии VSAT. Проведены работы по расширению РСПД. Всего эксплуатируется три сегмента сети спутниковой связи, в общей сложности более 50-ти МЗСС с использованием платформ iDirect, Hughes, SkyWire, и космических аппаратов «Ямал-401», «Экспресс-АМ5», расположенных в авиапредприятиях РС(Я). Это позволяет обеспечивать каналы передачи данных для эксплуатации АСУ бронирования и продажи авиаперевозок «Сирена-2.3», эксплуатации системы управления отправками пассажиров TAIS DCS, авиационной наземной связи АФТН, передачи метеоинформации. А также дает возможность организовать предоставление таких телематических услуг, как телефонные каналы передачи служебной информации для целей УВД, передача мультимедийного трафика, услуг IP телефонии для корпоративных клиентов, поддержка коммуникационных и информационных услуг сети Internet для нужд авиапредприятий РС(Я).

 

В октябре 2013 года подписано первое дилерское соглашение между ЗАО «Рэйс Телеком» - ведущим федеральным оператором спутниковой связи и ОАО «ВЦ Якутавиа», а в течение 2014 года оформлен весь пакет Агентских и Дилерских соглашений, позволяющий работать в направлении предоставления полного спектра услуг спутниковой сети «AltegroSky» для предприятий и частных лиц на территории республики. ОАО «ВЦ Якутавиа» присвоен статус регионального партнера.

 

В январе 2014 года введены в строй МЗСС «AltegroSky» в аэропортах пп. Сеймчан и Североэвенск Магаданской области.

 

К 2017 году станциями спутниковой связи VSAT «AltegroSky» были оснащены все аэропорты республики Саха(Якутия).

В 2017 году продолжаются работы по обслуживанию контрольно кассовой техники в рамках авторизированного сервичного центра ККТ АТОЛ, Дримкас и ШТРИХ-М, выполняются консультация в подборе контрольно-кассовой техники и продажа, подключение и настройка ККТ, ремонт и техническое обслуживание, регистрация ККТ в ИФНС, подключение к ОФД и ЕГАИС.

В этом же году ВЦ становится официальным партнером СКБ Контур и начинает работу в качестве сервисного удостоверяющего центра z00297. Это дает возможность оказывать услуги по продаже таких продуктов СКБ Контур, как система электронного документооборота КОНТУР.ДИАДОК, услуги оператора фискальных данных КОНТУР, предоставление сертификатов электронных подписей и других.

 

В 2018 году произведена модернизация сегмента сети «LinkStar», что обеспечило новое качество спутниковой связи.

В результате проделанной работы все узлы сети передачи данных были обеспечены 100% резервированием каналов связи с использованием альтернативных космических аппаратов «Ямал 401» и «Экспресс АМ5». Надежность сети существенно повлияла на качество предоставляемых услуг. Сеть потребителей услуг РСПДОП ВЦ Якутавиа перешагнула границы отрасли гражданской авиации.

В этом же году начато оказание аутсорсинговых услуг по результатам конкурсов. Диапазон предоставляемых услуг достаточно широк – от работ по оцифровке документов до технического обслуживания средств вычислительной техники и сопровождения программного обеспечения.

ВЦ становится официальным представителем московской фирмы-разработчика ПО для авиационной отрасли ООО «СОФИ СОФТ» в зоне часовых поясов от МСК+4 до МСК+9.

 

Но технологии связи не стоят на месте и сеть передачи данных предприятия постоянно обновляется и растет. Очередной этап по расширению зоны покрытия и качественному обновлению был выполнен в 2019-2020 году.

Плодотворное партнерство с АО «РТКОММ.РУ» позволило обеспечить узлы доступа сети спутниковыми каналами с использованием зарубежных космических аппаратов – JCSAT-4B, Horizons 3E.

В перспективе стоят задачи освоить работу на космических аппаратах АМУ3 и АМУ7, выведенных на орбиту в мае 2022 года.

Таким образом, усилиями специалистов предприятия, сеть получила новое развитие. И на сегодняшний день ОАО Вычислительный центр Якутавиа готов предоставить услуги связи широкого спектра самому взыскательному абоненту.

 

В 2021 году совместно со специалистами ООО «ОРС» проведены работы по адаптации стандартного программного обеспечения по продаже авиаперевозок TravelShop для работы в режиме продаж речных перевозок. Первая навигация была успешно отработана в 2021 году на теплоходе Степан Аржаков. Обеспечена онлай продажа билетов для физических лиц, а так же работа АО ГАВС в качестве корпоративного клиента.

 

 

В 2022 году ОАО «ВЦ Якутавиа» отмечает 45-летний юбилей своей деятельности. Предприятие продолжает жить и развиваться, осваивая новые направления деятельности, внедряя новинки IT технологий. И на этом долгом пути с нами наши партнеры – предприятия авиационной отрасли, структуры и ведомства других отраслей Республики Саха (Якутия) и России:

- ЗАО «ТАИС», Транспортная клиринговая палата, ГРС «Сирена - Трэвел», ООО «РуСат», АО «РТКОММ.РУ», ОАО «Ростелеком», ЗАО «Рэйс Телеком», ООО «Астра-Интернет», АО «ПФ «СКБ Контур», ООО «СОФИ СОФТ».

- Министерство транспорта, связи и информатизации РС (Я), Филиал «Аэронавигация Северо-Восточной Сибири» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», ФГУ «Якутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», ФКП «Аэропорты Севера», ОАО «Сахателеком», аэропорт Якутск.

- Авиакомпании «Якутия», МАП АЛРОСА, «Полярные авиалинии», «КатэкАвиа».

- Агентства АО «ГАВС РС(Я)», ООО ТСА «Аэропорт Сервис», ЗАО АТА «Якутск», АВС Мирнинского предприятия, АВС ГУП «ПАЛ и других.

Начав свою деятельность с простого распределения калькуляторов по отделам управления гражданской авиации, ОАО «ВЦ Якутавиа» про­шло за эти 45 лет большой путь становления современного высо­коинтеллектуального, творческого коллектива. Предприятие оказывает услуги эксплуатации АСБ «Сирена-2.3»; технического обслуживания и ремонта средств вычислительной техники; сети передачи данных; Интернет; сопровождения и эксплуатации систем; разработка ПО; сопровождение системы регистрации пассажиров АС «РЕГИНА»; реализация ПО; консультация в подборе контрольно-кассовой техники, продажа, подключение и настройка ККТ, ремонт, техническое обслуживание и регистрация ККТ в ИФНС, подключение ККТ к ОФД и ЕГАИС; сервисного центра СКБ КОНТУР; техническое и сетевое сопровождение офисов предприятий, проектирование и построение структурированных кабельных систем; IP-телефония.